Оценка деятельности волонтера



Следующим этапом в волонтёрском менеджменте является оценка деятельности волонтёра, которая включает:
• Самооценку (оценка уровня владениями навыками, мнение о методах программы, оценка потребности в
обучении и его качестве, удовлетворение работой и потребность в ее смене, внесение предложений). Может проводиться в виде анкетирования или беседы (индивидуальной или в группе)
• Оценку равного по положению (при работе в парах – оценка коммуникативных навыков и навыков работы
в команде). Также может проводиться в виде анкетирования, беседы или написания отчета-наблюдения
• Оценка руководителя (встреча с волонтером, изучение анкет)
• Оценка получателей услуг (анкета)

Цель оценки
Сводится не к нахождению отрицательных моментов, а в подведении итогов, признании достижений, обеспечении подотчетности организации и волонтеров и разработке планов по улучшению работы в будущем.
Оценка показывает, насколько успешно были реализованы заявленные планы и задачи организации по работе
с волонтерами, отмечает слабые и сильные стороны, сопоставляет затраченные ресурсы с реально достигнутыми результатами.

При проведении оценки деятельности волонтера необходимо обеспечить, чтобы критерии оценки и методы
сбора данных были известны всем участникам процесса, а волонтер имел доступ к результатам оценки и возможность обсудить результаты со своим руководителем. Регулярно проводимая оценка работы волонтера
повышает качество его работы и служит мотивирующим фактором, так как является формой признания и поддержки.



Также можно, важно и нужно проводить оценку волонтёрской программы.
При проведении оценки организации работы с волонтерами рассматриваются такие вопросы, как степень достижения цели и задач волонтерской программы, равно как проводится анализ
эффективности всех компонентов волонтерского менеджмента.

Кто проводит оценку волонтерской программы


По-настоящему оценить работу с волонтерами в организации можно только рассмотрев, какое влияние оказала волонтерская программа на всех ее участников. Поэтому в проведении оценки должны быть вовлечены
прежде всего те, кто непосредственно в ней задействован или на кого программа оказывает воздействие, а так
же те, кто заинтересован в подобной деятельности, а именно:
• Волонтеры и сотрудники
• Получатели услуги организации
• Представители организаций-партнеров и государственных учреждений
• Привлеченные эксперты

Оценка программы включает следующие этапы:
• Формулировка критериев оценки
• Сбор данных
• Анализ данных
• Внесение изменений в планы, методы работы, мероприятия

Эффективность оценки волонтерской программы (работы организации с волонтерами) строится на доступности качественной информации о программе и выработанных критериях (показателях), на основе
которых и проводится анализ.
Доступность информации обеспечивается ведением регулярной отчетности и анкетированием/беседами с
сотрудниками, волонтерами и клиентами. Дополнительными источниками информации могут стать изучение
статистических данных, документации, отзывы организаций-партнеров, публикации в прессе, наблюдение
(участие в мероприятиях волонтерской программы, например, в процессах набора волонтеров).



Критерии оценки
Наличие критериев позволяет снизить фактор субъективности, присущий любому процессу проведения оценки. Критерии оценки разрабатываются еще до начала осуществления программы, на стадии ее планирования.
Разработка критериев является важным моментом, ведь в случае, если критерии были выбраны неверно или
оказались неизмеримыми, это может оказать негативное влияние на всю программу в целом. По критериям в
течение осуществления программы можно судить, двигаемся ли мы в правильном направлении, являются ли
применяемые нами методы действенными и правильно ли используются ресурсы. Практически оценка основывается на сравнении запланированных показателей (критериев), с фактически достигнутыми.
Используется два вида критериев: количественные и качественные. И в том и в другом случае важно помнить, что критерии должны носить измеримый характер. Например, «за время осуществления программы привлечены 20 новых волонтеров из числа представителей целевой группы», или «75% обученных волонтеров
продолжили участие в программе после шести месяцев работы». Сравнив данные критерии с реально полученными показателями, мы можем сделать вывод, достигли ли мы поставленных задач или нет.
Примеры критериев (количественные и качественные данные критериев задаются в зависимости от каждой программы индивидуально):
• Число постоянных волонтеров в организации (например, в организации не менее 30 волонтеров, которые
участвуют в мероприятиях на протяжении всего года)
• Приток новых волонтеров из числа целевой группы после начала осуществления программы (например, в
течение 3 месяцев после начала реализации программы в качестве волонтеров привлечено 12 человек из
числа целевой группы)
• Процент волонтеров, покинувших программу через 6 и 12 месяцев (например, после 6 месяцев программу
покинули не более 30% набранных и обученных волонтеров)
• Количество часов, которые отработали волонтеры в программе в неделю, месяц (например, волонтеры в
среднем уделяют работе в организации не менее 10 часов в месяц)
• Число и виды выполняемых работ (например, волонтеры в среднем провели 20 сессий каждый в течение 12
месяцев)
• Узнаваемость организации и волонтеров (например, не менее 50% опрошенных в учреждении, где работали волонтеры, знают о деятельности организации и волонтеров)
• Удовлетворение сотрудников, волонтеров от программы (например, не менее 75% опрошенных
сотрудников признают важность работы волонтеров)
• Число клиентов, получающих услуги волонтеров (не менее 100 человек повысили свои знания по здоровому образу жизни в течение 6 месяцев во время сессии по методу равный − равному)
• Позитивные отзывы получателей услуг и партнеров (например, количество благодарностей)
• Число повторных обращений получателей услуг (например, как минимум 60% клиентов повторно обратились в организацию в течение месяца после первого визита)
• Количество публикаций в СМИ о программе (например, как минимум 4 публикаций в течение года)
• Процент привлеченных дополнительных средств (например, 20% средств бюджета проекта были привлечены из местных источников – население, власти)

Помимо использования критериев оценка может проводиться еще путем анализа:
• проблемных ситуаций, возникших в ходе работы с волонтерами (главным образом проводится анализ причин проблем и найденных путей их решения);
• определения роли и степени участия волонтеров;
• уровня развития профессиональных и личностных качеств волонтеров;
• воздействия, которое оказала работа с волонтерами на организацию.

Также для оценки можно использовать анкету, содержащую качественные показатели.