Краевая Общественная палата – это фетиш?

АиФ, мая 2012


Почему власть опасается НКО

— Возможно, мои слова покажутся кому-то странными, но некоммерческие организации (НКО) действительно являются конкурентами власти. Если уж они, привлекая лишь скудное финансирование по грантам, реализовывали проекты, которыми эта самая власть козыряет, то что будет, если им достанутся бюджетные средства, о чем сейчас много говорят на федеральном уровне? Нужны ли тогда станут многие краевые и городские учреждения?
Директор общественной организации «Зеленый дом» Сергей Плешаков стал одним из первых членов Общественной палаты Хабаровского края. При этом он считает ее создание абсолютно бессмысленным.
Резиновая кукла?
— Для чего создаются Общественные палаты разных уровней? Правильно, для более эффективного взаимодействия власти и так называемого гражданского общества, то есть, по сути, некоммерческого сектора. Но если учесть, что краевые власти на протяжении многих лет игнорируют большинство начинаний НКО, отделываясь лишь небольшими подачками – о каком эффективном взаимодействии можно говорить? Это лишь очередной фетиш…
По словам Сергея Плешакова, с 2000 года(!) некоммерческие организации не могут пробить краевую целевую программу по поддержке гражданских инициатив.
— Такая программа как раз и могла бы стать основой взаимодействия НКО с властью, и помочь формированию гражданского общества на нашем краевом уровне. Но каждый год нас кормят «завтраками», а теперь вот придумали очередную «резиновую куклу» — Общественную палату.
Еще одна проблема, с которой хабаровские общественники пытаются достучаться до краевых властей уже несколько лет – решение вопроса с массовой гибелью и обморожениями бездомных в зимнее время.
— Однако, по большему счету эта забота лежит на частных приютах, которые выживают просто чудом. Тогда как власти ограничиваются разовыми акциями, отчитываются приютом для временного содержания на 50 человек, и рассказывают, что проводят в этом направлении колоссальную работу.
Решение данной проблемы, по подсчетам общественников, обошлось бы в 1,5–2 миллиона рублей в год.
— Тогда как на содержание фикции под названием Общественная палата Хабаровского края уйдет в 2 раза больше средств! Причем, нашлись они без проблем – тут же был принят краевой закон, выделена зарплата для 4-х сотрудников аппарата, оборудованы три кабинета.
Еще одно направление, в котором у НКО края множество положительных наработок – развитие сельских поселений.
— Мы работаем в этой сфере с 2007 года, у нас достаточно успешных примеров, и мы регулярно ездим по стране — делимся собственным опытом. Но, несмотря на то, что наши наработки востребованы в других регионах, в нашем крае они игнорируются – нам по-прежнему не удается добиться принятия целевой программы по местному самоуправлению. Понятно, что лишь силами НКО невозможно охватить все села края, помочь им реанимировать свою культуру, развивать предпринимательство и т.д. В результате, возрождение затрагивает лишь малую часть поселений – исключительно тех, кто попадает в программы, реализуемые некоммерческим сектором.

Нереалити-шоу
— В том, каким образом формировалась краевая Общественная палата, собственно, и содержится ответ на вопрос — зачем она нужна. И если с первыми 11 членами еще куда ни шло – их выбирал лично губернатор из 70 кандидатов, то с остальными – просто маппет-шоу.
По федеральной схеме отбора в Общественную палату, первые 11 членов, выбранные губернатором, должны сами выбрать еще 11 человек.
— Предполагалось, что это будут люди, которые работают на краевом уровне, и мы должны их выбирать из заявленных кандидатур путем голосования. Однако, каково было лично мое удивление, когда нам был представлен уже готовый список из 11 членов! И все послушно проголосовали «за», несмотря на то, что я сделал попытку призвать коллег к самостоятельному выбору.
Дальше, что называется, больше. Уже избранные 22 члена, согласно договоренности, должны были предоставить свой список из оставшихся 11 человек, которыми должно было завершиться формирование Общественной палаты.
— Однако те, кто надеялся на честные выборы хотя бы на этот раз – жестоко ошибался. Зам губернатора по внутренней политике, бывший тыловой генерал Мкртычев, такое впечатление, вовсе не собирался выпускать ситуацию из-под контроля. В итоге, мы снова получили уже готовый список. Правда, на этот раз он состоял из 14 кандидатур – видимо, чтобы создать иллюзию выборов.
Понятное дело, никаких доказательств того, что этот список был составлен на основании рейтингового голосования уже избранных членов, предоставить никто даже не потрудился.
— Конечно, я изначально понимал – будет очередной балаган, очередная фикция. Но все равно было мерзко. Ну, сколько можно так откровенно заниматься подтасовками, а в перерывах призывать народ к строительству гражданского общества? В итоге мы имеем то, что имеем – люди выходят на улицы с протестами. И это только начало.

А смысл?
— Отдельная песня – это сам список кандидатур. Если в первом «губернаторском» перечне были, по большему счету, действительно представители серьезных и известных своей успешной деятельностью НКО, то второй и тем более третий список – просто, что называется, обнять и плакать. Сплошь псевдо-НКО — советы ветеранов разного уровня и т.д., финансируемые за счет регионального и муниципального бюджетов. Помилуйте, и это, по-вашему, оплот гражданского общества? Нет, второй эшелон власти – вот что это такое!
Но если в Общественной палате Хабаровского края действительно оказались сплошь псевдо-общественники, чего же от них ждать? Псевдо-результатов?
— Могу сказать лично за себя. Думаю, что можно сделать хоть что-то, если получится сформировать пусть один, но нормальный комитет. И тогда можно попытаться решить хотя бы пару проблем, которые висят уже очень давно. В первую очередь, необходимо добиться принятия краевой программы по поддержке НКО. Во вторую, — решить вопрос с бездомными, и в третью – должна быть программа по развитию села. В этом я вижу смысл своего присутствия в Общественной палате Хабаровского края.
Правда, даже если удастся сподвигнуть на подобные вещи членов новообразованного органа, то не факт, что проблемы все-таки будут решены.
— Дело в том, что общественная палата – орган консультационный. То есть, наше мнение может учитываться, а может, и нет. В конечном счете, все равно последнее слово остается за властью. А если она до сих пор не шла навстречу НКО, с чего бы ей вдруг изменять своим принципам? Послушали, покивали, и благополучно забыли.
Спрашивается, почему региональные власти так упорно сопротивляется вмешательству в их деятельность НКО? Что в общественниках такого уж страшного?
— А то, что, если общественные организации, как того хочет центр, действительно начнут конкурировать с госучреждениями соцзащиты за доступ к бюджетным средствам, у последних просто не останется шансов. Поскольку работают они куда менее эффективно, чем могут НКО, но за гораздо большие деньги. От которых никто, по понятным причинам, отказываться не хочет. Все очень просто, не так ли?..
Татьяна Владина
фото автора