Под радугой звуков

Хабаровские вести №80, 18 июля 2008

Трехлетняя Юлька смело забирается на стул, стоящий в центре комнаты, гордо расправляет плечи и начинает громко, с интонацией читать стихотворение. Мама и бабушка в восторге, они никогда не видели малышку такой, еще пару недель назад ее трудно было вообще упросить рассказать стихотворение, если же и удавалось, то услышать, что говорит кроха, было практически невозможно. И произошедшая с Юлькой, ее сестричкой и еще пятью малышами метаморфоза вовсе не чудо, а результат работы студентов Железнодорожного университета, которые в течение месяца реализовали проект «Детская комната».

Будущие психологи, а пока студенты кафедры психологии социально-гуманитарного института ДВГУПС под руководством своего преподавателя Ирины Владимировны Пахно разработали проект «Детская комната» и выиграли грант на его реализацию. Идея проекта — занятие со слышащими детьми глухих родителей. Получив средства, со своей инициативой студенты пришли в Хабаровскую детско-молодежную организацию инвалидов по слуху «Аридонс», и руководитель «Аридонса» Вера Переверзева с радостью предоставила им помещение.

НАШИ ДЕТИ

Наша организация создана 16 лет назад по инициативе родителей, которые объединились, чтобы сообща помогать своим детям, защищать их права, — объяснила Вера Николаевна.

Наши дети выросли и создали семьи, за это время в «Аридонсе» образовалось 17 семей, в которых оба супруга неслышащие. И к их радости в некоторых семьях родились слышащие, здоровые дети. Вот тут- то и выяснилось, что наличие у детей слуха еще не залог их нормального развития. Дело в том, что до поступления в детский сад ребенок глухих родителей находится в некотором звуковом вакууме, с ним никто не разговаривает. Если же родители умеют говорить, то речь у них с дефектом, и дети начинают разговаривать так же. Когда же малыши приходят в детский сад, то начинают понимать, что отличаются от других детей, стесняются и комплексуют. Они говорят очень тихо, и прежде, чем обратиться к воспитателю или другому ребенку, им необходимо прикоснуться к своему собеседнику: именно так они научились привлекать к себе внимание мамы и папы. Возникают у них сложности и при поступлении в школу: они говорят хуже своих сверстников, у них меньше словарный запас, уже кругозор и прочее. В итоге у ребенка трудности в учебе, общении с одноклассниками и учителями.

Свою работу мы начали с оформления комнаты, — рассказывает одна из участниц программы Таня Фомичева, — купили ковер, шкаф для игрушек, в университете провели акцию и собрали игрушки и развивающие игры для занятий, разработали программу. Обязанности мы разделили, и каждый занимался своим делом: один проводил развивающие занятия, другой разучивал песни, третий организовывал танцевальные перерывы. И ежедневно видели прогресс в развитии наших воспитанников. Они стали лучше говорить, у них улучшилась память, расширился лексикон, они выучили оттеночные цвета, а главное — они стали намного уверенней. При этом будущие психологи уставали, а вот детишки нет. Три раза в неделю они с радостью бежали на занятия. Когда же проект закончился и эти встречи прекратились, малыши и их родители очень расстроились и сегодня с нетерпением ждут возобновления занятий.

Мы продолжим заниматься с детьми на добровольной основе, — заверили студенты, — потому что убедились, насколько им это необходимо, увидели результат своей работы и поняли, что эффективней всего заниматься с малышами 2—3 лет.

Еще студенты планируют обобщить свой опыт и выпустить методички, потому что сами они никакой специальной литературы во время подготовки не нашли.

Разработки студентов очень пригодятся, — добавила Вера Переверзева, — потому что сегодня мы ищем пути для дальнейшей реализации этого проекта, так как детей, нуждающихся в такой помощи, еще много.

Нина Жигунова