У меня ребёнок с инвалидностью…. Психологи рекомендуют


У меня ребёнок с инвалидностью-что делать? Как теперь жить?

Эти и другие вопросы очень часто задают себе родители «особых» детей.

На все вопросы сложно найти ответы, а некоторые ответов просто не имеют.

Однако ребёнок есть, он жив, да, он может сильно отличается от понятия «норма», но от этого не должен переставать быть любимым своими родителями.

Отныне родителям и всем членам семьи придётся изменить привычный уклад своей жизни и стать ещё лучше, чем они было до этого события.

Ниже перечислены некоторые рекомендации, которые помогут родителям, близким и родственникам сделать гармоничной свою жизнь и жизнь ребёнка с инвалидностью

• Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее;

• Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать;

• Никогда не жалейте ребёнка из-за его инвалидности;

• Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка;

• Постарайтесь не забивать нуждами Вашего ребенка потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармонична;

• Проще смотрите на жизнь. Не акцентируйте внимание на мелочах, относитесь спокойно к мелким неприятностям, не позволяйте им омрачать себе жизнь;

• Проявляйте гибкость, как в поведении, так и в мышлении. Иногда необходимо изменять собственные мысли и действия согласно требованиям ситуации, и совсем не обязательно изменять при этом свои ценности и убеждения;

• Будьте реалистичны. Трезво, ясно, адекватно воспринимайте самого себя и окружающий мир, опирайтесь на действительность и необходимые факты для эффективного осуществления какой-либо деятельности и достижения цели. Всегда важно трезво оценивать обстановку и адекватно соотносить себя с существующими и потенциальными проблемами;

• Нацельтесь не только на сиюминутные успехи и результаты, но и на долгосрочные перспективы;

• Станьте специалистом в решении проблем. Вы и только вы лучше всего знаете своего ребёнка, и для того, чтобы его максимально реабилитировать нужные специфические знания, умения и навыки, которые обобщены в теории и исследованиях великих людей, а не в практике одного-двух человек. Иными словами, изучайте научную и популярную литературу по методам реабилитации, социализации и адаптации вашего ребёнка, будьте новатором и первым помощником специалистам, которые помогают вам вашему малышу. Если есть возможность, то получите дополнительное высшее образование по специальности, знания которой помогут вам лучше адаптировать, реабилитировать и социализировать вашего ребёнка (олигофренопедагог, дифектолок, специальный психолог и т.д. и т.п.);

• Делайте акцент на хорошем, в любой бочке дёгтя всегда найдётся ложка мёда;

• Делите радость и боль со своими близкими. Совместные эмоциональные переживания всегда сближают людей друг с другом. И для вас это будет большой поддержкой и придаст сил и уверенности, которые всегда пригодятся при решении трудностей;

• Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно учавствуют в воспитании ребёнка;

• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни;

• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним;

• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

• Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

• Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас;

• Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками;

• Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям;

• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка с инвалидностью требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

• Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

• Общайтесь с семьями, где есть дети с инвалидностью. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

• Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

• Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

• Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно со своим ребенком на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя уверено при общении с разными людьми.

• Долг родителей, а в частности матери – успокоить ребёнка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма.

• Помните, что ребенок с инвалидностью не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

Пусть вас не смущает количество рекомендаций, и если некоторые из них покажутся не выполнимыми или ненужными, то вы просто спрячьте их в блокнот, а спустя какое-то время прочитайте ещё раз. Возможно ваше мнение изменится.

Всегда помните — что ваш ребенок это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.

Ребенок с инвалидностью нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

Подготовила материал Татьяна Фомичёва.