Что такое инклюзивное образование?

Существует три основных подхода к пониманию инвалидности:

Традиционный, медицинский и социальный.

При традиционном подходе «инвалидность» считается неким «проклятьем» или «наказанием» инвалидов или их родителей, согрешивших или делающих что-то «не так, как нужно». Инвалидность рассматривалась как форма колдовства, магии или божественного проведения. Подобные идеи сегодня отражаются во многих стереотипах относительно людей с инвалидностью, которые проявляются в литературе, искусстве и средствах массовой информации.

В рамках этого подхода семье стыдно иметь ребёнка с инвалидностью.

Родителей не покидает чувство вины за свои «грехи»

При таком подходе ребёнок с инвалидностью не представляет ценности и воспринимается только как «никчемное» и «бесполезное» существо.

Форма образования-полное исключение из образовательного процесса.

При медицинском подходе «инвалидность» определяется, как наличие стойкого нарушения здоровья.

Основное направление деятельности в рамках медицинского подхода — минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.

В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью — это проблема. При медицинском подходе фокус делается на то, что инвалид НЕ может делать.

Если привести инвалида в «норму» через медицинскую реабилитацию не удается, то форма образования — специальные и коррекционные школы, интернаты.

Социальный подход . В рамках данного подхода инвалидность воспринимается не как «дефект“ человека, а как результат его взаимодействия с архитектурными и отношенческими барьерами в обществе.

Вопрос, кто является инвалидом: неслышащий человек, говорящий на языке жестов или человек, который не знает этого языка? Или, кто инвалид?: человек, передвигающийся на инвалидной коляске или школа, у которой нет пандуса?

Ответ, при социальном подходе, однозначный: инвалид – это школа без пандуса, инвалид – это человек, не знающий жестовую речь.

При социальном подходе, действия направлены на устранение барьеров ,как архитектурных так и отношенческих и созданием равных условий для всех людей.

Человек на инвалидной коляске не будет чувствовать себя ограниченным, если во всех зданиях будут пандусы и автоматически-раздвигающиеся двери.

При социальном подходе признается ценность каждого человека.

Психологические, организационные и физические барьеры считаются причиной инвалидности и удаляются.

Форма образования — инклюзивная, с фокусировкой на том что человек может делать.

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование — это удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика, обеспечение специальных условий для всех.


“Стандартное» образование: колышки — это дети, платформа-система обучения.


Специальное (коррекционное)образование: квадратные колышки (дети) в квадратных соответствиях(система образования)


Интегрированное образования. Ребёнка адаптируют в систему образования, стараясь квадратный колышек сделать круглым. СиСтема остаётся не изменой. Ребёнок либо адаптируется к системе,либо становится для неё не приемлемым.


Инклюзивное образование: каждый ребёнок особенный, и каждый ценен по своему. Система адаптируется под потребности ребёнка.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей.

Основные «плюсы» инклюзивного образования

— Инклюзия – гарантированный индивидуальный подход к каждому ребёнку;

— Ребёнок с инвалидностью получает навыки социализации и самостоятельной жизни;

— У всех детей развиваться умение превращать свои недостатки в достоинства;

— Ученики инклюзивной школы не бояться общаться с людьми, которые от них отличаются;

— Ребёнок с особыми образовательными потребностями принимают участие во всех сферах жизни общества, тем самим, переставая быть обузой для государства, семьи и общества;

-Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья приобретает новых друзей и так же как все дети будет с радостью вспоминать ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ!

— «Обычные» ученики, помогая с детства тем, кому нужна помощь, научатся чувствовать и ценить любовь и поддержку, а это, наверно, самое человечное в человеке.


Совместное проживание школьной жизни формирует терпимые, доброжелательные отношения учеников друг к другу. Развивает в детях чувство взаимопомощи, взаимовыручки, убирает барьеры в общении, формирует активную гражданскую позицию. Таким образом, ребенок с инвалидностью перестает быть обузой для государства, а становится активным полноценным членом общества.

Примечание: когда я узнала о том, что такое инклюзивное образование, у меня возник вопрос: «А как же ребёнок с ярко-выраженными физическими, ментальными и интеллектуальными нарушениями будет учиться в инклюзивном классе?»

Ответ я нашла не так давно…

— инклюзия не предполагает полное уничтожение интегрированого и коррекционного образования. В инклюзивной школе США есть три интегрированных класса с коррекционной направленностью, где обучаются дети с сильными ментальными, интеллектуальными и физическими нарушениями здоровья, которые при всем старании учителя не смогут учиться в «обычном» классе. Однако «включение» таких детей в жизнь школы происходит за счет совместных кружкой по интересам, хобби и организации культурно-массовых мероприятия. У каждого ребёнка из интегрированого класса есть друг из инклюзивного класса этой же школы!


Информацию подготовила Татьяна Фомичева, на основе материалов РООИ «Перспектива», г. Москва